Преображенской межрайонной прокуратурой г. Москвы проведена проверка органов опеки и попечительства

  • Печать

Преображенской межрайонной прокуратурой г. Москвы на основании анализа о состоянии преступности на поднадзорной территории и в рамках исполнения указания прокурора г. Москвы № 212/21 от 18.12.2014 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере соблюдения прав несовершеннолетних» проведена проверка органов опеки и попечительства.

По результатам проверки выявлены нарушения требований Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», Семейного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан».

Так, например проведенной проверкой исполнения указанного законодательства со стороны ОСЗН района Сокольники г. Москвы располагающейся по адресу:                      г. Москва, 2-й Полевой пер., д. 2, установлено, что в личных делах  подопечных, опека над которыми назначена с заключением договоров о приемной семье в нарушении ч. 1 ст. 153.1 Семейного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой договор о приемной семье должен содержать сведения о ребенке или детях, передаваемых на воспитание в приемную семью (имя, возраст, состояние здоровья, физическое и умственное развитие), срок действия такого договора, условия содержания, воспитания и образования ребенка или детей, права и обязанности приемных родителей, права и обязанности органа опеки и попечительства по отношению к приемным родителям, а также основания и последствия прекращения такого договора, сведения о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии детей в договорах не отражаются.

Орган опеки и попечительства обязан осуществлять в порядке и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, проверку условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, определяемых в соответствии с частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона.

По результатам проверки составляется акт проверки условий жизни подопечного, соблюдения опекуном прав и законных интересов подопечного, обеспечения сохранности его имущества, а также выполнения опекуном требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей (далее - акт проверки условий жизни подопечного) по форме, устанавливаемой Министерством образования и науки Российской Федерации.

 Акт проверки условий жизни подопечного оформляется в течение 10 дней со дня ее проведения, подписывается проводившим проверку уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства и утверждается руководителем органа опеки и попечительства.

Акт проверки условий жизни подопечного оформляется в 2 экземплярах, один из которых направляется опекуну или в организацию для детей-сирот в течение 3 дней со дня утверждения акта, второй хранится в органе опеки и попечительства.

 Акт проверки условий жизни подопечного является документом строгой отчетности и хранится в личном деле подопечного.

Установлено, что акты обследования жизни подопечных в большинстве случаев опекунам не направляются, подтверждающая отправку вышеназванных актов регистрация отсутствует.

В соответствии с п. 9 «Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах», утвержденных вышеназванным Постановлением правительства РФ, ведение личных дел подопечных, переданных под опеку или попечительство, и составление описи документов, содержащихся в их личных делах, осуществляются уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства.

Однако опись в личных делах подопечных содержит не полный перечень документов, находящихся в материалах дела.

Поскольку нарушение требований вышеназванного законодательства свидетельствует об отсутствии контроля в данном направлении со стороны начальника ОСЗН, что может повлечь нарушение прав и интересов несовершеннолетних межрайонной прокуратурой внесено представление об устранении нарушений закона. По результатам рассмотрения вышеуказанного представления,  выявленные нарушения устранены в полном объеме, двое виновных должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности